I-й фестиваль

I Международный театральный фестиваль малых форм «Импульс»
с 16-19 октября.

Программа фестиваля:

16 октября в 18.00 - открытие фестиваля
Ж. Ануй «Сфорцандо» — трагифарс, исполняют БГДТ им. А. Умуралиева (Кыргызская Республика, г. Бишкек)

17 октября в 18.00
С. Цвейг в версии Н. Мазур «АМОК», исполняет Ментор Зимберай (Театр и Дом Кино АКТ и ИТИ, Центр в Косова, г. Приштина)

18 октября в 12.00
Ч. Айтматов «Эсимде», исполняет нар. артистка КР Гулайым Каниметова (Кыргызская Республика, г. Бишкек)

18 октября в 18.00
Н. Мазур «Я — Эдит Пиаф» – музыкальная монодрама, исполняет Баясгалан Церендорж (Монгольский Государственный Академический Театр Драмы, Монголия, г. Улан-Батор)

19 октября в 18.30
В. Кунин «Кыся», исполняет Заслуженный артист РФ Всеволод Чубенко ( Россия, г. Новгород)

19.30 – закрытие фестиваля

This SimpleViewer gallery requires Macromedia Flash. Please open this post in your browser or get Macromedia Flash here.
This is a WPSimpleViewerGallery

 

«Наурыз 2015»
Записки театрального критика

«Соло для актера»

В современном динамично меняющемся мире значительные перемены происходят и театральном искусстве. В результате смены зрительских поколений в театр приходят люди с иными вкусами и требованиями. Многие из них относятся к театру потребительски, забывая о том, что это – искусство. У актеров возникли новые соблазны и возможности заработать за пределами театра. Всё это повлияло на изменение отношения актеров к профессии и общей сценической культуры спектакля.

В этом контексте необычайно своевременным и актуальным стало проведение Международного театрального фестиваля малых форм «Импульс» в Бишкеке 16-19 октября 2014 года. Организатор фестиваля – художественный руководитель Бишкекского городского драматического театра им. А. Умуралиева (БГДТ), заслуженный деятель культуры Кыргызстана Айгуль Умуралиева. Цель фестиваля была заявлена как расширение границ театрального искусства, диалог культур, презентация современных театральных форм.

Участники представляли Россию, Монголию, Косово, Кыргызстан. Открывала фестиваль внеконкурсная постановка БГДТ «Сфорцандо» по пьесе Ж. Ануя «Оркестр», режиссер Т. Захарова (Россия). Для исполнителей – кыргызских артистов БГДТ, работа над этим спектаклем на русском языке стала хорошей школой, которая учит иному театру, другому способу существования на сцене. Зрители увидели молодую динамичную сильную труппу, способную экспериментировать и профессионально рисковать.

На данном фестивале в конкурсе участвовали моноспектакли, которые исполняли: М. Зимберай (Косово) – «Амок» С. Цвейга, Г. Каниметова (БГДТ, Кыргызстан) – «Эсимде» — по «Материнскому полю» Ч. Айтматова, Б. Церендорж (Монголия) – «Я – Эдит Пиаф», В. Чубенко (Россия) – «Кыся» В. Кунина.

В состав Экспертной группы вошли: вице-президент форума монодрамы Международного института театра (ITI) при ЮНЕСКО Н. Мазур (Германия); заслуженный артист РК, режиссер Б. Парманов, заслуженный деятель культуры Кыргызстана А. Умуралиева; заслуженный деятель РК С. Кабдиева.

«Импульс» — это первый Международный фестиваль малых форм в регионе Центральной Азии. Он посвящен памяти уникального кыргызского актера Арсена Умуралиева, творческая жизнь и талант которого остаются эталоном по сей день. Все внимание зрителей было сосредоточено на актерском мастерстве исполнителей, представлявших разные театральные школы. По итогам фестиваля был организован круглый стол, в ходе работы которого были обсуждены актуальные проблемы современного театрального процесса.

Формат фестиваля способствовал концентрации актеров на создании художественного образа, воплощение которого зависит от точно найденных средств: голоса, интонации, пластики, музыки, света. В спектаклях исполнители были сосредоточены не столько на внешней изобразительности, сколько на внутреннем раскрытии роли. Интересно отметить, что в представленных постановках почти все актеры играли без грима. Это особенно подчеркивало исповедальность исполнения и непосредственную обращенность к чувствам зрителей.

Все конкурсные спектакли фестиваля были о любви как основа мироздания. Зритель увидел не только разные формы проявления этого чувства, но и богатство внутреннего мира самих актеров.

Спектакль «Амок» поставлен режиссером Э. Нура по новелле С. Цвейга. Художественный образ томительного плена страсти заявлен в сценографии: сверху свисают макеты кораблей, веревочная лестница и сети, ограничивающие пространство существования персонажа. Артист М. Зимберай словно исследовал свойства сокрушающей страсти, внезапно обрушившейся на его героя, врача, и разрушившей всю жизнь. Соблюдая профессиональную этику, врач сначала отказал пришедшей незнакомке в противозаконной операции. А спохватившись, опоздал – дама погибла, обратившись к сельской знахарке. Теперь врач готов отдать свою жизнь во имя спасения репутации таинственной незнакомки.

В истории, тонко и точно сыгранной М. Зимбераем, грамотно расставлены смысловые и эмоциональные акценты. Избегая физиологического изображения амока – безумной одержимости страстью, артист отдал предпочтение лиро-драматическому началу в своей трактовке роли. Его врача, словно волной, накрыло болезненным и неизлечимым чувством, противостоять которому, нет сил. Зритель видит все оттенки противоречивого психофизического состояния героя, мечущегося между чувством и долгом. Он образно и буквально не в состоянии вырваться из сетей. Только смерть прекращает душевные мучения героя.

В музыкальной монодраме «Я – Эдит Пиаф» прежде всего, поражает красота и сила голоса монгольской актрисы Национального академического театра из Улан-батора Баясгалан Церендорж. Она не копирует французскую певицу, а воссоздает аналогичное оригиналу сочетание мощи голоса и физической телесной хрупкости. Актриса ведет сценическое повествование о жизни, заполненной приобретениями и утратами, успехом и ударами судьбы. В течение моноспектакля актриса исполняет самые известные песни Эдит Пиаф. В постановке найден баланс между драматическими сценами и песнями. Музыка усиливает эмоциональное напряжение действия.

Искренность и талант Б. Церендорж помогают ей не просто петь, а проживать роль в музыкальных партиях. В эти моменты история получает новое звучание, обретая дополнительный объем. Вращающаяся на проигрывателе грампластинка олицетворяет бесконечное движение по кругу с концертами, встречами и расставаниями. Это и колесо фортуны, и творческое наследие – незабываемые песни о любви, которая была смыслом жизни великой певицы.

Народная артистка КР Гулайым Каниметова в моноспектакле «Эсимде», поставленном Б. Пармановым, сыграла роль Толгонай. «Материнское поле» Ч. Айтматова – произведение, известное всем в Кыргызстане. Поэтому зрителю, знающему содержание, интересно было увидеть театральную форму известной повести. Режиссер и актриса продемонстрировали тонкое понимание прозы, умение через частную историю жизни одной женщины перейти на уровень повествования о жизни человеческого духа, философских размышлений о сущности бытия.

В искусстве Г. Каныметовой важным было не только точное проникновение актрисы в образ, но и возможность для зрителей вслушаться, вдуматься в текст. Ритм движений, мягкая пластика, интонации, особые модуляции голоса, манера речи, — всё в спектакле продумано до мелочей. Благодаря наполненности актерского искусства Г. Каниметовой через сцены воспоминаний Толгонай о муже, сыновьях, Алиман, перед зрителем проходит жизнь целого поколения, страны. Спектакль «Кыся» по повести В. Кунина режиссер Я. Рубин поставил в Вологде.

Спектакль – многократный лауреат международных театральных фестивалей. Заслуженный артист России Всеволод Чубенко в обычной одежде, джинсах, с вязаной шапочкой на голове и драными перчатками на руках, ведет сценическое повествование от имени безродного питерского кота Кыси. За время своего непреднамеренного путешествия он успел сбежать от живодёров, невольно попасть в Германию, поучаствовать в бандитских разборках и транспортировке наркотиков. В финале Кыся отправляется в Америку на поиски своего первого хозяина.

История, полная авантюрных приключений, рассказывает о простых истинах – о любви, дружбе, верности, одиночестве. Артист необыкновенного сценического обаяния, В. Чубенко потрясающе владеет словом. Он пользуется им, как инструментом, меняя тембр голоса, ритм речи. С поразительной органичностью и легкостью он перевоплощается в разных персонажей. У каждого из них: Кыси, его хозяина, дальнобойщика, бандитов, медсестры, — своя речевая характеристика, пластика, продуман каждый жест. Сам артист отмечает, что каждый пластический акцент рассчитан, непрерывно связан со словом, с внутренним состоянием рассказчика. В спектакле много комических и гротескных сцен, но заканчивается он на пронзительной ноте щемящей тоски и преданности.

В центре пустой сцены висит гамак, В. Чубенко с него и начинает спектакль. На протяжении всего действия артист постоянно с ним взаимодействует: то мирно покачивается в нём, то прячется за него, то превращает в качели. Весь спектакль В. Чубенко практически ведет за собой зрителя, захватывая внимание не только сюжетными перипетиями, но и великолепным мастерством, атмосферой бесшабашности и свободы естественного течения жизни.

Фестиваль показал разнообразие режиссерских решений моноспектаклей. Без инноваций и постмодернистких экспериментов постановщики и исполнители сосредоточились на собственно сценическом искусстве, тем более, что принцип существования актера в таких спектаклях значительно отличается от обычных. Безусловно, успешно выступать в таком жанре могут только яркие индивидуальности, потому что в монодраме сквозь художественный образ персонажа просвечивает личность актера. Он работает на крупных планах. Граница между ним и зрителем почти стирается. События, происходящие на сцене, уплотняются. Градус эмоциональной наполненности повышается. Степень сопереживания значительно усиливается.

Зритель видит не только изменения внутреннего мира персонажа, но и трансформацию самого актера, обнаруживая и в себе способность сочувствовать, соразмышлять в камерном пространстве.

Таким образом, международный театральный фестиваль «Импульс» явился фестивалем – лабораторией, где каждый спектакль представлял собой мастер-класс. Каждый актер – участник конкурсной программы, удивительным образом психологически емко и художественно образно создавал атмосферу спектакля. В их искусстве слово звучало не иллюстративно, а действенно. В такой постановке артисту не за что прятаться, он стоит один перед публикой. Залогом успеха является уровень мастерства: умение владеть словом, голосом, жестом, держать паузу, создавать сценический образ. Жанр моноспектакля позволяет не только актерам раскрыть потенциал, но и зрителям – приблизиться к пониманию сути актерского искусства.

В наше время, когда к сожалению, слово обесценивается, моноспектакли возвращают ему смысл и значение, музыкальность и красоту, внутреннюю наполненность и искренность. Это особенно важно в Центральной Азии, где культура народов предполагает определяющее значение художественного слова в системе мировидения.

Кабдиева Сания
Кандидат искусствоведения,
Профессор КазНАИ им. Т. Жургенова