Бекпулат Парманов – Человек театра

Имя Бекпулата Парманова хорошо известно в театральном мире стран Центральной Азии. Он – единственный казахский режиссер, который не только поставил десятки спектаклей за пределами Казахстана: в Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане, России, но и преподавал в театральных высших учебных заведениях этих стран. Был художественным руководителем курсов в Таджикском государственном институте искусств (г.Душанбе) и в Ташкентском государственном театрально-художественном институте по кафедре «Мастерство актера и режиссура».
Многие его выпускники работают в национальных театрах стран СНГ. О его постановках и сценической деятельности коллеги из ближнего зарубежья вспоминают только в превосходной степени.

Бекпулат Парманов получил фундаментальное базовое театральное образование. В 1974 году он окончил актерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии им.Н.Черкасова с красным дипломом. В те времена при поступлении конкурс составлял по нескольку десятков человек на одно место. Обучаясь специальности, он проявил себя как лучший талантливый студент и за выдающиеся достижения в составе молодежной делегации (число участников было ограничено) от огромной страны был послан за границу.

После службы в армии жажда самостоятельной и более независимой творческой деятельности привела Б.Парманова на режиссерский факультет родного вуза. А потом два года стажировался в столице Болгарии Софии, где театральная школа всегда отличалась поисками новых идей и форм. Обучение он завершил в 1982 году. Безусловно, за это десятилетие постижения профессии Б.Парманов приобрел прочные навыки режиссуры и глубокие знания. Он изучил методологию режиссуры и методику ее преподавания в высшей школе.

Б.Парманов – режиссер универсальный. За эти годы он осуществил более 100 постановок в драматических и кукольных театрах. Он был художественным руководителем детского театра в Душанбе (Таджикистан), где поставил около 10 спектаклей для детей и взрослых. Так же он осуществлял художественное руководство театра ростовых кукол «Сезам» в Алматы. В представлениях были объединены практически все виды театрального искусства, и режиссер работал с актерами драмы, артистами эстрады и цирка. В драматическом театре им. А.Хидоятова (г.Ташкент) Б.Пармановым поставлены: притча по национальному эпосу «Алпамыш», «Какылдок» (по узбекским сказаниям), «Когда цветет урюк» (по узбекским сказаниям). В Санкт-Петербурге он выпустил спектакль «Малинки» по русским сказаниям.

Около 20 спектаклей разных жанров поставлено Б.Пармановым в Бишкекском городском драматическом театре имени А. Умуралиева, с которым он плодотворно сотрудничает на протяжении многих лет. Среди них: «Играем Андерсена» В.Синакевича, «Эстамп неба» Ф.Г. Лорки, «Солнечный лучик» А. Попеску, «Трижды три желания или умение загадывать» Ж.Жуэ, музыкально-драматический концерт «Пробуждение», «Я к Вам лечу воспоминаньем….» памяти Арсена Умуралиева, «Очень простая история» М.Ладо, «Любопытный слоненок» Р. Киплинга, «Эсимде» по повести «Материнское поле» Ч.Айтматова, моноспектакль «Эсимде», «Турандот» К. Гоцци, «Чиполлино» Д. Родари.

За спектакль «Эсимде» Б.Парманов удостоен премии Чингиза Айтматова 2008 года.

Он является постоянным экспертом международного театрального фестиваля малых форм «Импульс» (Бишкек, Кыргызстан).

В настоящее время Бекпулат Парманов – главный режиссер Государственного академического русского театра драмы им. М. Горького (Астана, Казахстан).

Им поставлены следующие спектакли:

  1. И.Вырыпаев «Валентинов день», ироническая драма
  2. А.Касона «Дикарь. Третье слово», мелодрама
  3. Р.Баэр «Смешанные чувства», мелодрама
  4. Л.Агулянский «Гнездо воробья», игра воображения
  5. М.Ладо «Очень простая история», притча
  6. К.Людвиг » Примадонны», комедия
  7.  Б.Парманов «Аманат» , притча
  8. Г.Андерсен «Дюймовочка», сказка

Он владеет разными жанрами. Например, успешно работает над притчей, потому что облаает мастерством создания художественного образа спектакля. Его постановка «Очень простая история» М.Ладо наполнена поэзией простых истин и объемом метафор, сквозь которые проступают мудрость, доброта и гуманность самого режиссера.

Бекпулат Парманов является лауреатом многих международных театральных фестивалей. Его спектакли принимали участие в Международном фестивале искусств «Во имя мира» г. Бишкек, Кыргызстан; «Asia meets Asia» г.Токио, Япония- спектакль «Дуйно-Ирмем» («Мир Мгновенье»); в Международном фестивале моноспектаклей «Видлуння» г.Хмельницкий, Украина; в Международном фестивале национальных театров «Алтан-Сэргэ» г. Улан-Удэ, Бурятия, Р Ф; в Международных фестивалях моноспектаклей «Соло» г. Москва, Россия; «Мост»г. Гановер, Германия; «Диалог» г. Вологда, Россия; «Парад Победителей» в г. Улан-батор, Монголия и др.

Один только моноспектакль Б.Парманова » Эсимде» горячо принимали на 11 театральных фестивалях. В 2008 году на III Республиканском театральном фестивале в Кыргызстане — спектакль » Эсимде» Ч.Айтматова получил призы «Лучший спектакль года» и «Лучшая женская роль», а на
Международном театральном фестивале «Арт-Ордо» получил Гран-при.

Б.Парманов был многократно номинирован как «Лучший режиссер года». Получил Гран-При фестивалей за спектакли: «Волшебная лампа Аладдина» , «Алпамыш», «Люди -птицы», «Фархат и Ширин», » Бычок острые рожки», «Эсимде».

Награжден золотой медалью Единства народа Казахстана «Бірлік» Ассамблеи народа Казахстана за вклад в развитие театрального искусства Казахстана.

Для Бекпулата Парманова режиссура – не только профессия, но и миссия. В своих спектаклях он стремится определить состояние современного общества и при этом всегда оставляет свет в конце тоннеля. Его волнуют проблемы гуманизма в современном мире и сохранения национальной идентичности, нарушение коммуникации и прогрессирующее дилетантство, поколебленные нравственные ориентиры.

Б.Парманова радует то, что зрительская аудитория театра молодеет. Он готов, подобно Дон-Кихоту, бороться за то, чтобы молодежь предпочла театр интернету, за трансформацию современной культурной среды. Для него по-прежнему приоритетными остаются духовная, эстетическая и коммуникативная функции театрального искусства.
Профессионал высокого уровня, театральный эрудит, Б.Парманов всегда находится в движении, в художественных поисках. Его творческая неудовлетворенность свидетельствует о стремлении к росту, к познанию нового. Он еще многое желает поведать зрителям: «Я многое не успел передать молодежи, а хочется поделиться всем багажом знаний, которые мне посчастливилось получить в жизни. И я знаю, что нужен своим зрителям, что нужен своему театру и его актерам, знаю, что справлюсь с этими ожиданиями».

Творчество Бекпулата Парманова сопрягается с такими понятиями, как духовное развитие, гармония, гражданская позиция. Человек высокой внутренней культуры и ответственности, при этом необычайно скромный, Б.Парманов считает главным – «осознать себя, что ты нужен обществу, и ты его часть». И продолжает: «Хочу оставаться при любой ситуации самим собой. Быть настоящим, а не казаться». И ему это удается.

Сания Кабдиева,
кандидат искусствоведения,
профессор КазНАИ им.Т.Жургенова,
Заслуженный деятель РК,
Председатель Казахстанской секции
Международной ассоциации театральных критиков (IATC)